Педагогическое мастерство

Районная научно – практическая конференция учащихся и педагогов



                         Предмет «Дошкольное образование»

           Номинация « Практико – ориентированный проект» на тему: «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»




        Автор: Прошкина Татьяна Александровна педагог старшей группы МДОБУ «Детский сад №4 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка» Новосергиевского района, Оренбургской области.






                                         п. Новосергиевка 2014г.
Содержание.

Введение

I.Научно - методическое обеспечение………………………………………….3
1.1.Теоретические аспекты развития детей дошкольного возраста через дидактическую (развивающую)  игру…………………………………….…….6
1.2.Требования к методическому обеспечению проекта……………………....7
1.3.Формы организации детской деятельности………………………………...7                            
1.4.Подбор программно-методического обеспечения………………………….8

II. Описание опыта реализации проекта: «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»….8
2.1. Этапы реализации проекта………………………………………………….9
2.2. Инновационный потенциал проекта «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»….9
2.3. Перспективный план работы в старшей группе…………………………..9
2.4. Работа с родителями……………………………………………………….15
2.5. Анализ результатов работы по проекту…………………………………..15 

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы……………………………………………………………..19
   
Введение
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.
Сухомлинский.
       Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.    Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.  В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.         
        Математика обладает уникальным  развивающим эффектом. «Она приводит  в порядок ум», т.е. наилучшим  образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию, эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека.
      Основным  направлением образования нашего района является физико-математическая направленность. А целевые ориентиры ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.   Осуществляя преемственность  между школой и  нашим дошкольным учреждением, уделяем особое внимание математическому развитию, которое дает  ребёнку  ощущение уверенности в своих  силах, основанное на том, что мир  упорядочен и потому постижим,  следовательно, предсказуем для человека. Надо  помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение развивающих игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности, и это  создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.                                                                          
      Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.                                                                                Для интеллектуально – одаренных детей, программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности, эти дети  очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они  настойчиво ищут ход решения, который  ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у  него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует  мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.  Из  всего многообразия занимательного математического материала в  дошкольном возрасте наибольшее применение в развитии математических способностей находят развивающие игры. В развивающих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
     Систематическое использование развивающих игр способствует развитию математических способностей, самостоятельно мыслить, творческому отношению к учебной задаче. Теоритическая значимость, актуальность проблемы послужили основанием для определения темы проекта:
 «Развитие математических способностей одаренных  детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
 Цель проекта: Повышение  уровня развития математических способностей одаренных детей старшего дошкольного возраста, через систему развивающих игр и пособий.
Задачи проекта.
1.Проонализировать  современную педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме проекта и произвести отбор необходимого материала.
2. Провести мониторинг с целью выявления одаренных детей.
2.Создать центр «Юного мыслителя».
3.Развить у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).
4.Сформировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации), отрицание. 
5. Проанализировать результаты  работу по проекту
 Ожидаемый результат.
1.Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила одаренному дошкольнику реализовать свои способности в учебной деятельности, тем самым стимулировать активную мыслительную деятельность.

      2.Использование наряду с традиционным оборудованием и пособиями              
      дидактический материал, который способствует формированию      
      математических способностей  детей, элементарных навыков логического
      мышления.
      3.Использование наряду с традиционными формами организации учебного    
      процесса интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые.
      4.Создание условий для приобретения дошкольниками основ логического   
      мышления и активного их использования в разнообразной деятельности.

Вид проекта: практико-ориентированный

 Срок реализации: долгосрочный
 Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты МДОБУ, родители.

 Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, развивающие   
 технологии В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игры-головоломки.
 Объект исследования проекта: процесс развития математических  
 способностей одаренных дошкольников. 

Предмет исследования проекта -  
 педагогические условия, способствующие формированию математических способностей одаренных дошкольников через систематическое проведение развивающих игр.  

Гипотеза:  Процесс развития  математических способностей детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен, если использовать развивающие игры в разнообразных формах работы.

I. Научно-методическое обеспечение.
1.1Теоретические аспекты развития детей дошкольного возраста через дидактическую (развивающую)  игру.
     Традиция широкого использования  дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. В советской педагогике фундамент теории игр, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева,  Е.А. Аркин (20-30-е годы). Достоинства игровой деятельности в том, что ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность. В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх нет четко фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаше называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно дидактическими.  Развивающие игры – это элемент новизны, а она то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку ребёнку готовая игрушка не в состоянии в том же объёме, что развивающие игры.
    В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности - ученья. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Дьенеша, головоломки. Задачи и психолого-педагогические условия их успешного формирования представлены в программе дошкольного образования «Детство» В.И. Логиновой.                 
1.2. Требования к методическому обеспечению проекта:
1.Опора на ведущий вид деятельности – игру.                                       
2.Учет сенситивных периодов развития ребенка при планировании и реализации долгосрочного проекта.                                                      
3.Опора на ту форму мышления, которая является ведущей на данном возрастном этапе  (наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое).
4.Учет возрастных особенностей: памяти, внимания, эмоционально – волевых и мотивационных процессов при организации игрового взаимодействия.
5.Использование игрового материала таким образом, чтобы развитие математических способностей сочеталось с развитием творческих способностей.
6.Применять сертифицированные игры, дающие возможность творчески развертывать игровой процесс и предполагающие возможность вариативности инструкций и гибкого их применения.
     Проведение мною мониторинга одаренности  начиналось с наблюдения за ребенком, которое проводилось  во всех видах деятельности, это позволило получить первичную информацию о характере и направленности интересов и одаренности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому я прела анкетирование родителей, а также обследовала детей с помощью стандартизованной методики, предложенной А.И.Савенковым «Детская одаренность – развитие средствами искусства» в сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу) (см Приложение)
        1.3. Формы  организации детской деятельности.
     Соревнования. Игры с правилами. Сюжетные игры. Беседа. Составление и     
     отгадывание загадок. Решение проблемных ситуаций. Моделирование.   
     Реализация проекта. Разучивание. Ситуативный разговор с детьми.
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
1.4. Подбор программно-методического обеспечения.
Методики
Пособия
1
Программа В. И. Логиновой «Детство»,    «Математика до школы» - А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт,                                       «Логика и математика до школы» - Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.
Б.Б. Финкельштейн  «Игры с логическими блоками Дьенеша».
-Логические блоки Дьенеша,


Серии: «Давайте вместе поиграем»,   Поиск затонувшего клада», «Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь».
2
- Методики В.В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры», «Коврограф», «Ларчик».
3
- Михайлова З.А. «Занимательные задачи для дошкольников».
«Игры-головоломки».
4

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Творческие игры.

5
 Н.В. Верещагиной:
«Результаты мониторинга образовательного процесса».

1.Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
2.Уровни развития интегративных качеств.
II. Описание опыта реализация проекта: «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»

      В основу проекта были заложены 9 компонентов математических способностей:
1.Умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей.
2. Умение обобщать математический материал, вычленять важно, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном.
3.Умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
4.Умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
5.Умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
6.Умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
7.Гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
8.Математическая память. Возможно, предположить, что её типичные черты к тому же вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.
9.Умение к пространственным представлениям, которая прямым способом связана с наличием подобной отрасли математики как геометрия. 
         Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования.
1.Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
   видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
2.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в    
    совместных играх.  Способен     договариваться,   учитывать интересы    
    и чувства других, сопереживать неудачам и
    радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
3.Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
   разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,    
   воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в     
   игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры
4.Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,
    придумывании сказок, танцах т. п. Ребёнок может фантазировать   
    вслух, играть  звуками и словами.  Хорошо понимает устную речь и    
    может выражать свои мысли и желания.
5.У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может      
     контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой     
     потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных     
     материалов.
2.1. Этапы выполнения работы.
Название этапа
Мероприятия
Сроки
1.
Подготовительный
Изучение проблемы. Выявление актуальности, инновации. Мониторинг.
сентябрь
2.
Проектировочный
Разработка проекта. Создание методической базы.
сентябрь
3.
Экспериментальный
Апробация проекта
Октябрь -май
4.
Аналитический
Анализ на основе мониторинга.
май
2.2. Инновационный потенциал проекта «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»
заключается в разработке НОД  по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша,  развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игр-головоломок. Систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются развивающие игры, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
2.3. Перспективный план работы в старшей группе.             
Месяц
Используемые игры
Цель
Задания
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Сложи узор»


«Точечки».


«Квадрат Воскобовича»



«Цифроцирк»
                                 


                                  Блоки Дьенеша




«Кораблик Плюх-Плюх».

                            

«Цифра-домино».


Развивать комбинированные способности путем комбинирования цвета и формы.
Закрепить умение различать цвет, считать до десяти.


Воспитывать у детей стойкий интерес к математике.

                                       

Знакомить с цифрами и числами натурального ряда»



Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

                                                         
                                     Способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
                                              
Развивать память, логическое мышление, закрепить знания детей о цифрах.
СУ/а №21, СУ/в№18 СУ/д№№1,4 из книги Б.П. Никитина «Развивающие игры» - 2000) 
   «Разложить красные квадраты по порядку». Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. С.108.
       
«Назови цвета квадрата», «Назови геометрические фигуры, из которых состоит квадрат». Пособие В.В. Воскобовича.
                         
 «Найди героев цифроцирка».   Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович
                           
                                     «Помоги Муравьишкам» «Построй дорожку муравьишкам»  (таблица а,б).      Логика и математика для дошкольников Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.                                   

«Сколько всего мачт, флажков, флажков разного цвета?» Пособие В.В. Воскобовича.


«Сложи цифру». Пособие: «Две игры в одной коробке» В.В. Воскобович.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Блоки Бьенеша»




«Сложи узор»


                           «Квадрат Воскобовича»             







«Ларчик»

  

 «Чудо крестики 2»
   



 «Прозрачная цифра»


Блоки Дьенеша  
Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать объекты. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца.
Развивать умение анализировать, сравнивать, способность к комбинированию.
Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм. геометрических фигур.
                                       




 Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета в пределах десяти.
                       Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. Развивать познавательные и творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Развивать внимание, память, элементы логического мышления.
«Заселидомики»(таблица14)  , «Почини одеяло Буратино».                   Логика и математика для дошкольника Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.)
                                
                                       СУ/д№16( из книги Б.П. Никитина «Развивающие игры» - 2000)                        
                                    
                                        «Конверт, домик, летучая мышь»  «Крыса Шушера» 
             
          

                                                     
                                    


«Что изменилось?» Игровой обучающий комплекс.                 Т.Г. Харько.             В.В. Воскобовича.
                                                          
Дети называют геометрические фигуры, считают их количество, перечисляют признаки сходства и различия. Конструируют фигурки по теме «самолеты» и «Бабочки». Пособие   В.В. Воскобовича.
                             Упражнение «Разноцветные палочки».                              В.В. Воскобович

«Лепим нелепицы» Финкельштейн Б.Б.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Кубики для всех»


                 «Прозрачный квадрат»






«Цифроцирк»




Блоки Дьенеша.


                           «Сложи квадрат».

                             «Сложи узор»

                            «Ларчик».

Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать.
                                     Познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношение целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость;  развивать сенсорные , познавательные и творческие способности.  Способствовать развитию умения составлять различные предметы из пластинок «Прозрачного квадрата».
Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, порядковым и количественным составом числа.
                                          

Развитие умения выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
                                  
Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.
Развивать способность к анализу и синтезу, способности к комбинированию.
Формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
Знакомство с игрой. (Образцы даны в книге: Б. Никитин. Развивающие игры.      С.101-106.       

 «Лошадка ОШ», «Парусник», «Самолетик»          «Нетающие льдинка озера АЙС» В.В. Воскобовича.





«Выход на арену цифроцирка».  Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович

                                           «Найди клад»,   «Засели домик».                                Логика и математика для дошкольника    Е.А. Носова,             Р.А Непомнящая. Стр. 32.
СК 10-12. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93.
                                           СУв №1-3.                        Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. стр.-46
 «На что похоже?»        Игровой обучающий комплекс.                 Т.Г. Харько.             В.В. Воскобовича.
      

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
 «Цифроцирк»,


                                                              
«Прозрачная цифра».

                             Блоки Дьенеша



                                

                   «Колумбово яйцо».


«Квадрат – домино»
Закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах  десяти.
                                         
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.
Развивать способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого мышления и воображения.                 Развитие логического мышления, умения рассуждать.

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.
                                                        
Развивать пространственное воображение  комбинированных способностей, логического мышления.                                                
«Какую ошибку сделал Магнолик Нолик?» Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович
                                           «Разложи по цвету и пересчитай»           Приложение В.В. Воскобовича.
                               «Необычные фигуры» Логика и математика для дошкольника Е.А. Носова, Р.А Непомнящая     (Таблица 4 -6).         «Помоги фигурам выбраться из леса».   Логика и математика для дошкольника                   Е.А. Носова,                      Р.А Непомнящая.             Стр. 35 
Составляют силуэты птиц, человека, животных – по выбору. «Математика до школы». З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая. Стр. 142
Сложить «квадрат» из карточек Б.                           В.В. Воскобович                «Две игры в одной коробке».
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Чудо крестики1» В.В. Воскобовича.

                   «Уникуб»


                   «Цфроцирк»




                              «Чудо крестики 2»


«Сложи узор»


                              «Блоки Дьенеша».

Развивать логическое мышление, конструктивные способности,  умение сопоставлять из частей целое.                                          
 Развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве.

Закрепить счет, познакомить с составом числа первого десятка, с помощью зрительного, слухового и тактильно-осязательных анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки.
                                          Развивать конструкторские способности, умение составлять из частей целое.

Развивать способность к анализу и синтезу, способности к комбинированию.

Развивать умение развивать множества на два подмножества
«Построй космический корабль».

                                    Задание (У-36), Книга Б. П. Никитин «Развивающие игры»., 2000. С.60.
                                        
                                        «Парад-алле». Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович 

                             
                                     «Машина»  Приложение к игре. В.В. Воскобович.

                                                   СУв 4-6. Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. стр.-46

                                   «Раздели Блоки – 1». Логика и математика для дошкольника    Е.А. Носова,             Р.А Непомнящая.      стр. 43  

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Головоломка «Колумбово яйцо»

                                   «Сложи квадрат»


«Чудо крестики 1»



«Разложи предметы по порядку»

«Волшебный квадрат Воскобовича»


«Прозрачная цифра»
Развивать у детей пространственное мышление и творческое воображение.      Учить складывать животных из деталей.
Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.
                                      Развивать сенсорные способности, психические процессы; внимание, память, мышление и мелкую моторику руки.

Учить детей раскладывать веревочки в порядке возрастания и убывания длинны.
Способствовать развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления.

Развитие сенсорных способностей, знакомство с расположением предметов в пространстве.
«Заяц» Пособие «Математика до школы» З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая 1998г.
                                                 СК 2 -9. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93.

«Насекомые» Приложение к игре. В.В. Воскобович.


                                       «Ларчик» В.В. Воскобович.

                                      «Туфелька для золушки».

                                                                    
                                        Сложи цифру 8.                   В.В. Воскобович.

М
А
Р
Т
«Цифра-домино»


«Ларчик» В.В. Воскобовича.

Блоки Дьенеша


«Прозрачная цифра».

«Сложи квадрат»


Развитие пространственного воображения, логического мышления, комбинированных способностей цифр.
                                             Развивать память.

Учить группировать предметы по наличию одного признака.

Развитие сенсорных способностей, знакомство с расположением предметов в пространстве.
Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.
Сложить цифру 1-5.    Развивающая игра В.В. Воскобовича.

«Что изменилось?».

«Найди свой домик».
Пособие «Математика до школы»,               А.А. Смоленцева,   О.В. Пустовойт.
Сложи цифру 9.                   В.В. Воскобович.

СК 9-15. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93-94.

А
П
Р
Е
Л
Ь
«Прозрачная цифра».

«Цифроцирк»


Блоки Дьенеша.    «Магазин».



«Сложи квадрат»

Учить конструировать цифры с помощью набора «Радуга».
                                            Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, Усвоение счета и от счета в пределах десяти.
 Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.
«Сложить цифру  обозначающую количество твоих лет»
                                               
  «Чехарда». Пособие «Игра обучение = серьезное развлечение» В.В. Воскобович.

«Покупаем игрушки»
Пособие: «Методика к логическим блокам Дьенеша» Б.Б. Финкельштейн.
СК 15-18. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.94.

М
А
Й
«Чудо крестики»

Блоки Дьенеша.


                      «Танграм»


«Цифроцирк»





«Сложи квадрат»


«Мониторинг»


Способствовать умению конструировать фигурки животных.                                                   
Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Развивать у детей пространственное мышление и творческое воображение.      Учить складывать животных и птиц из деталей.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познание».                 Уровень развития интегративных качеств.
Приложение к игреВ.В. Воскобовича.
                             «Угощение медвежат». Пособие: «Методика к логическим блокам Дьенеша» Б.Б. Финкельштейн.
                   «Математика до школы». З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая.
                          «Загадки Могнолика».  Пособие:«Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович.                        СК18-24. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.94.






2.4. Работа с родителями.
     Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям:
1.Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:
- выявить интересы и предпочтения родителей;
- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;
- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.
2.Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
3.Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.

2.5. Анализ результатов работы по проекту: «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»
       Проведённый мониторинг показал, что регулярное использование развивающих игр и упражнений, направленных на развитие математических  способностей,  способствовало развитию логических приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).  Сформировалось умение прослеживать, понимать, причинно -                             следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации), отрицание.  Укрепило интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое. Повысило уровни развития таких интегративных качеств как, «Любознательный, активный» - способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту, повысило качество уровня овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.  Благодаря использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомления. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных  математических представлений.                                                                                               
Игра стимулировала проявление творческих способностей ребенка, создавала условия для умственного развития одаренных детей.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями. Образовательная область «Познание». 
Раздел «Формирование элементарных математических представлений у одаренных детей».

 Уровни развития интегративных качеств.
1. Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту.
 2.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
 3. Любознательный активный.
  

Заключение
Развивающие игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей одаренных дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе  ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка. В результате нам удалось показать эффективность целенаправленного применения развивающих игр для развития математических  способностей дошкольников, т.е. цель  была достигнута. В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение развивающих  игр в развитии интегративных качеств детей, была проведен мониторинг математического развития дошкольников и оценена эффективность использования развивающих  игр в математическом развитии  детей, т.е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.
В результате проведённой работы  гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать развивающие игры, то можно повысить уровень математических способностей одаренных дошкольников, нашла своё подтверждение.

Определение перспектив развития данного проекта.
Так как на данном этапе проект показал свою эффективность, мы планируем:
- дальнейшую его реализацию в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста
- пополнение проекта новыми авторскими играми, разработками, мини-проектами;
- обобщение полученного опыта в форме методических публикаций;
- пропагандировать среди родителей важность развивающих игр в математическом развитии  детей.



Список литературы

1.  Логинова В.И. программа «Детство»
2.  В.А.Крутецкий   “Психология математических способностей дошкольников” . – М.: Просвещение, 2000.- 286с.
 3. Козлова С.А. Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416с.
 4. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 400с.
 5. Зебзеева В.А. , Михеева Н.В. «Теории и технологии дошкольного образования».; Мин – во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009г. – 284с.
 6. Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. Математика до школы; Игры-головоломки / сост. Михайлова З.А. Непомнящая Р.Л. – СПб.: «Детство-пресс», 2003.-191с.
  7.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.  - 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
  8. Носова Е.А. Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников». – 2-е изд., 2000.-94с.
  9.  Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры».
  10. Харько Т.Г. Воскобович В.В. игровой комплекс «Ларчик» 2008.-30с.
  11. Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» ООО «Корвет» 2008.-
5с.


 Методика А.И.Савенкова «Детская одаренность – развитие средствами искусства»
  В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
         -хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает        причины и мотивы поступков других людей
         -обладает хорошей памятью;
         -легко и быстро схватывает новый  материал;
         -задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
         -умеет читать, причем по своей собственной инициативе;
         -обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла,    
         -рассудителен не по годам, даже расчетлив;
         -очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.



Комментариев нет:

Отправить комментарий